vchaspik-global-message
==========================
MESSAGES OFF
==========================
11:11, 16.04.2014

Выставка "Сатира на линии огня" открылась в Мемориально-историческом музее Волгограда

Увидеть первые бронежилеты, противогазы, водные лыжи и даже индивидуальный танк можно в Мемориально-историческом музее. Все это - часть выставки «Сатира на линии огня», открывшейся на этой неделе. Сами военные изобретения Первой мировой по большей части не сохранились. Зато осталась масса интересных фотографий.

Бронечерепаха и бронетрусы

Как известно, изобретения делаются на фронте не от хорошей жизни. Никогда до Первой мировой не было такой масштабной и кровавой войны на свете. И не случалось, чтобы за несколько секунд град пуль успевал унести сотни жизней. Вот и приходилось самим солдатам беспокоиться о своей безопасности. Первые бронежилеты пытались изобрести бойцы всех воюющих сторон. Но до идеи множества слоев металла, как в современных бронежилетах, так и не додумались. Первые «броники» напоминали скорее рыцарские доспехи. Они были громоздкие, тяжелые и.... бесполезные. Пуля все равно пробивала броню насквозь.

На фото вы увидите бронежилеты кайзеровской армии, французские окопные доспехи против пуль и осколков 1915 г. и российское изобретение - «бронечерепаха» 1915 г. «Черепаху» боец должен был двигать сам, буквально накрывшись ей, как медным тазом.

Интересно, что аналогичные «тазики», только поменьше, носили на спине солдаты Японской армии, воевавшие тогда с Китаем. И были в таком обмундировании очень похожи на черепашек-ниндзя.

А американские летчики, участвовавшие в Первой мировой на стороне Англии, сделали себе бронированный колпак: ведь летать им приходилось в открытых всем ветрам самолетах. Смотришь на этот круглый колпак и понимаешь, откуда взялся робот R2 за спиной Люка Скайуокера. Также американским летчикам принадлежит идея и разработка бронированных трусов: чтобы защитить тылы в фанерном брюхе легкого самолета.

Война - двигатель технического прогресса. Военные конструкторы не оставляли попыток соорудить боевые водные лыжи, боевой катамаран, тачанку на основе мотоцикла. Сделали даже индивидуальный танк, в котором мог поместиться один человек. Он же вручную его и двигал: крутил колесо внутри танка, как белка. Примерно такую же конструкцию изобрели для санитаров, которым приходилось под градом осколков и пуль выносить раненых с поля боя.

     

А еще одно интересное детище российских военных инженеров Первой мировой: аэромобиль. По задумке авторов идеи, эта машина должна была еще и летать. Ну, или хотя бы сдувать противников, бегущих следом за этой аэротачанкой.

Это изобретение не пропало даром. В основу современных аэросаней, которые используются на Крайнем Севере, положен тот же принцип работы.

Все эти и многие другие курьезные и полезные изобретения военной поры тут же попадали на страницы газет, доставлявшихся на передовую, и использовались для пропаганды и поднятия боевого духа солдат. Поэтому эти фото и стали частью экспозиции «Сатира на линии огня».

Маяковский и «Граф Цеппелин»

На выставке в волгоградском Мемориально-историческом музее видно, как все укрупнялись сатирические листовки: от карманных открыток Первой мировой до огромных плакатов с карикатурами на Гитлера Великой Отечественной. Есть на выставке и открытка, нарисованная В.Маяковским в пору, когда он служил в «Окнах РОСТА». На ней изображен немецкий дирижабль-цеппелин и протыкающий его пикой казак. Подпись под картинкой соответствующая, в духе Маяковского: «Как казаки цепелину ободрали пелерину».

- «Окна сатиры РОСТА» - серия плакатов, созданная в 1919-1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» - специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918-1920, - рассказала заведующая мемориально-историческим музеем Т.Агеева. - В годы Первой мировой в России существовало аналогичное агентство, которое работало в круглосуточном режиме. Как поступали вести с фронтов, так художники, несмотря на глубокую ночь, садились рисовать агитплакаты и сатирические листовки.

Надо сказать, во время Первой мировой войны во всех воюющих странах были созданы такие агентства, финансировавшиеся за счет своих государств. Художникам давали темы и указания: какими должны быть сатирические плакаты. Так начиналась политическая сатира. Сегодня она перебралась на голубые экраны. Политическая пропаганда никуда не делась. Она трансформировалась под влиянием времени.

  

На выставке можно также увидеть уникальное отечественное изобретение Второй Мировой - агитчемодан. Такой чемоданчик, как сумка у санитарки, должен был быть у каждого политрука. Он раскладывался. Сбоку еще приставлялись стойки для брошюр и сатирических открыток. В чемоданчике лежали не только свежие газеты и сатирическая продукция, но и биография И.В. Сталина.

Широко использовались, еще со времен Первой мировой, и особые политические карты. Страны там персонифицированы в соответствии с национальными стереотипами и особенностями. Россию чаще всего изображали в виде медведя, бородатого глупого мужика или казака с окровавленным кинжалом. Но есть и исключения. Американцы однажды нарисовали Россию в виде гигантского осьминога, собирающего под себя другие славянские государства.

После недавнего присоединения Крыма этот образ, похоже, снова засел у политологов США в голове.