footclub.com.ua
В советском футболе с негативными явлениями всегда боролись столь же рьяно, как и в любой другой сфере жизни общества строителей коммунизма. Среди тех, кто избрал своей профессией игру, которую запрещено было называть профессией, тоже выявляли своих лодырей, нарушителей режима, летунов.
Для их пропесочивания при Федерации футбола СССР содержали СТК – воспитательно-карательный орган, подконтрольный власть имущим.
Несмотря на то, что комиссия была спортивно-технической, идеология на ее решения влияла очень часто, порой вынуждая отступать элементарную логику.
Как это сплошь и рядом случается сегодня и в украинском футболе.
На любопытные сравнения натолкнул репортаж об одном из заседаний президиума советской футбольной федерации (аналога нынешнего Исполкома ФФУ), опубликованный в пятнадцатом номере еженедельника «Футбол – Хоккей» за 1983 год. Среди прочего там удалось прочесть такое.
Всесоюзная коллегия судей проанализировала детально шесть матчей и отметила, что Азим-заде (Баку), Миминошвили (Тбилиси), Юшка (Вильнюс), Ступар (Ивано-Франковск) и Жук (Минск) провели игры ниже своих возможностей, допустив в них ряд ошибок методического характера. В частности, было отмечено, что Миминошвили в матче «Спартак» – «Шахтер» при счете 0:2 назначил неубедительный пенальти в ворота горняков.
Игрок минского «Динамо» Шишкин за спиной арбитра ударил кулаком в лицо игрока «Нефтчи». Это было замечено инспектором матча. Зенитовец Брошин отказался принять приз лучшего игрока в Днепропетровске и оскорбил его учредителей. Шишкину и Брошину запрещено играть до рассмотрения их проступков на СТК. Обращено внимание тренеров на поведение футболистов. Резкой критике подверглись Газзаев («Динамо» М), Грачев («Шахтер»), некоторые руководители команд.
Вы можете себе представить, чтобы сейчас кто-то посмел назначить «неубедительный пенальти» в ворота «Шахтера» или дисквалифицировать на непонятный срок футболиста «Зенита»! Донецкий клуб, несправедливо обиженный в поединке с «неприкасаемым» московским «Спартаком» грузинским арбитром с киношной фамилией, сегодня сам оказывает на домашних служителей Фемиды то влияние, под которое Мимино подпадал, общаясь с вожделенной Ларисой Ивановной.
А решение дисциплинарных органов Российского футбольного союза снять с «Зенита» три очка за устроенные болельщиками беспорядки привели к тому, что всесильный спонсор питерского клуба едва не развалил чемпионат России, а с ним заодно – и украинское первенство, замахнувшись даже на устои УЕФА и ФИФА. А Валерий Газзаев, подвергавшийся 30 лет назад резкой критике, возглавляет оргкомитет «объединенного чемпионата» имени «Газпрома».
Интересно, кстати, почему в этом никем не подписанном материале фамилии Грачева (на фото вверху с Кубком СССР, выигранным горняками все в том же 1983-м) и Газзаева упомянуты, а некоторые раскритикованные руководители так и остались безымянными. Следует ли это понимать как некий намек: мол, и про ваши темные делишки знаем, но даем вам последний шанс, а то...
Понятное дело, все подобные нюансы, для простого болельщика-читателя, возможно, значения и не имеющие, утверждались далеко не на редакционной планерке, а в кабинетах куда более ответственных чиновников. В том числе иногда и не только то, кого бичевать привселюдно, но и то, кого и на сколько отстранять от футбола. И попробуй кто пойти наперекор!
В 1963-м году широкий резонанс получила история с дисквалификацией Леонида Островского, который, приняв приглашение киевского «Динамо», перебрался в столицу Украины из московского «Торпедо».
Объявив переход незаконным, высшие футбольные чиновники дисквалифицировали игрока на целый сезон. Эта тема нашла 6 апреля отражение в емкой и хлесткой, как казалось авторам, реплике на страницах газеты «Известия» – одном из самых главных советских рупоров. Досталось в статье не только Островскому и «Динамо», но и еще кое-кому из украинцев.
Хорошо, когда на трибунах истинные любители футбола отдают должное мастерству «своих» команд и справедливо оценивают возможности противной стороны. Иное дело, когда «футбольные страсти» подогреваются людьми, которым в первую очередь следовало бы обратить энергию на выполнение своих прямых обязанностей. У команд мастеров нередко оказывается слишком много «шефствующих» руководителей, действия которых имеют зачастую характер вредного «меценатства».
Они толкают добровольные спортивные общества на укрепление команд привозными игроками, даже исключенными из других коллективов за недостойные поступки, ублажают материальными подачками, вмешиваются в дела команд, дают установки на игру, определяют составы, принижая роль и авторитет тренеров.
Различными посулами за победу они толкают футболистов на выигрыш любыми средствами, что приводит к грубой игре и травмам. Все это порождает среди футболистов рвачество, мешает росту класса игры.
Далеко не лучшим образом велось комплектование луганской команды «Трудовые резервы». Пользуясь поддержкой руководящих работников областных организаций, тренеры Г.Зонин и Г.Балаба пустились во все тяжкие, лишь бы добыть нужных им игроков.
И странное дело. Стоило Центральному совету Союза спортивных обществ и организаций СССР всерьез взяться за оздоровление обстановки и оградить футбольные команды от совершенно ненужных опекунов, упорядочить переходы, наладить воспитательную работу внутри коллективов, как нашлись противники этого своевременного начинания.
О том, что в Луганск сманивают футболистов из других коллективов, предлагая им бесплатные путевки в санатории и дома отдыха, центральная советская пресса писала и раньше, квалифицируя такой подход к комплектованию не иначе, как «безобразные факты». Представляете, в какой ступор впали бы тогдашние идеологи, перенесись они в наше время. Какие эпитеты подбирались бы для президента луганской «Зари» Евгения Геллера.
Не говоря о фигурах еще более высоких рангов и капиталов, финансирующих футбольные клубы бывшего Союза. Кстати, и им сейчас впору готовиться держать ответ – и не перед четвертой футбольной властью, а перед тремя главными, в лице УЕФА, внедряющего финансовый фэйр плей. Мишель Платини и его ведомство также не приветствуют «вредное меценатство».
Однако вернемся к публикации в «Известиях». Орган Верховного Совета СССР, вторая в иерархии газета Союза после «Правды», обрушилась с критикой в адрес главного печатного органа Украинской ССР – газеты ЦК республиканской компартии.
Тут, как это ни удивительно, в роли «адвокатов» выступают некоторые органы печати. В республиканских и областных газетах чрезмерно восхваляются успехи футболистов «своих» команд, критикуют их только тогда, когда они систематически терпят поражения. В то же время во всех неудачах обвиняют судей и игроков команд противников.
Газета «Правда Украины» в №77 опубликовала подборку, посвященную открытию футбольного сезона 1963 года. В развязном тоне безымянный автор редакционного предисловия обращается с такими словами к «...нашим славным футболистам и тренерам – ветеранам и молодым»: «На стратегию в верхах рассчитывайте, а сами не плошайте».
Газета намекает на якобы неправильные действия федерации футбола, Центрального совета Союза спортивных обществ. Судя по всему, сыр-бор загорелся из-за того, что бывшему игроку «Торпедо» Л.Островскому не дали права перехода в киевское «Динамо», дисквалифицировали его до конца года.
И вот «Правда Украины» глубокомысленно заявляет: «...знаем теперь, с кем имеет дело наш футбол». Не дрогнула рука редактора, подписавшего этот номер газеты в печать.
Советский двухмиллионный футбол не нуждается ни в покровителях, ни в неумных адвокатах. Он будет развиваться и расти! Пусть только ему не мешают «меценаты» от спорта.
Вам ничего, никого не напоминает стиль известинской «рецензии»? С одной стороны, «развязный тон» и «неумные адвокаты». С другой – предположения, домыслы, слабая аргументация: «намекает», «якобы», «судя по всему».
С третьей – высокопарная забота о процветании народной игры. Стандартный набор, который и сегодня один из «центральных» телеканалов и его руководитель используют для атаки на киевское «Динамо». Цель осталась прежней, только направление артобстрела изменилось.
«...Знаем теперь, с кем имеет дело наш футбол».
footclub.com.ua