Несмотря на отсутствие связи и интернета, жители оккупированных Лисичанска, Северодонецка и Рубежного избавляются от автомобилей как от чего-то уже ненужного. Появились "перекупы", готовые воспользоваться явно не самыми радостными обстоятельствами людей. Автомобиль из средства передвижения в городах "треугольника" превращается в роскошь.
Что происходит на "авторынке" Лисичанска, Северодонецка, Рубежного и почему наличие автомобиля больше походит теперь на проблему - проанализировал Час Пик.
Есть ли предложения и спрос на авто?
Судя по объявлениям, которые появляются в социальных сетях, больше всего автомобильная "торговля" развита в Северодонецке. И объявлений достаточно много, если учесть, что в городе нет ни связи, ни интернета. Вероятно, продажей занимаются не сами владельцы (если владельцы вообще в курсе, что происходит с их имуществом). Однако есть и предложения "по месту". Авторы объявлений указывают, что звонить не стоит - только отправлять СМС, поскольку дозвониться все равно не выйдет.
Кроме того, есть масса объявлений от предприимчивых граждан, которые, пользуясь случаем, занимаются скупкой авто. В пророссийских региональных чатах "треугольника" регулярно мелькают одни и те же аккаунты, с которых публикуются объявления о покупке авто, конечно же, "для себя". Но все понимают, что речь идет не о приобретении авто в личное пользование.
Спроса от реальных людей, а не от "перекупов", на авто нет. "Авторынок" городов "треугольника" выглядит однобоко - либо объявления о продаже, либо объявления от "перекупов" о скупке "любых авто". Обзаводиться транспортом местные жители, с одной стороны, не имеют возможности (а стабильной ситуации никто не гарантирует), с другой, - автомобиль превратился из средства, которое должно привносить в жизнь человека комфорт, в настоящую проблему.
Почему иметь автомобиль - проблема?
Автомобиль требует ухода, ремонта и, естественно, без бензина никуда не поедет. С бензином в оккупированных Лисичанске, Северодонецке и Рубежном ситуация сложилась критическая. В Лисичанске только спустя полгода оккупации открылась первая заправка . Но это не значит, то гражданские могут просто так заправлять машины. В сети фигурирует информация о том, что бензин - по талонам . Даже те, у кого были генераторы, не могли раздобыть горючее, хотя это и более важное для жизни приспособление.
В Северодонецке тоже проблема с доступом к горючему. Первая (и не факт, что не единственная) заправка в городе открылась немного ранее, чем в Лисичанске. Но не успела проработать и дня - сломалась . В Рубежном известно о существовании одной заправки . Но могут ли мирные жители там покупать бензин - неизвестно.
Дефицит горючего коснулся на только городов "треугольника". Покупка бензина по талонам - распространенная практика для Луганской области. А после недавнего "прилета" по НПЗ в Луганске ситуация на заправках стала еще более критичной. Стоит отметить, что и ремонт авто в оккупации не самая простая задача из-за нехватки комплектующих, людей, которые могли бы этим заниматься, и элементарных коммуникаций. Поэтому содержание авто - задача "со звездочкой", особенно в населенных пунктах, которые сильно пострадали от обстрелов.
Необходимость в новых "документах"
Украинские водительские удостоверения соответствуют международным стандартам и во многих странах признаются, но только не в оккупированных городах. Здесь запрещено пользоваться международным, разрешено только локальным. Водителей поставили перед фактом: нужно менять водительское удостоверение, нужно перерегистрировать авто по российским стандартам, нужно отказаться от номерных знаков украинского образца.
В сети нет информации о том, чтобы, к примеру, в Лисичанске или Рубежном можно было по месту справиться со всеми бумажными делами. Нужно иметь время, силы, деньги и возможность свободно перемещаться в пределах оккупированной Луганщины, усеянной блокпостами, чтобы переоформить автомобиль. Кроме того, в процессе подтянутся и другие документы, от замены которых уже не получится уйти. Поэтому от авто проще избавиться.
Что касается водительских удостоверений, в региональных чатах регулярно появляются "помощники", которые предлагают посодействовать в получении или замене прав на управление авто.
Не только "перекупы" хотят получить выгоду от бедственного положения местных жителей, но и другие предприимчивые дельцы.
Просто кусок ржавого металла
Ситуация говорит о глубоком цинизме, на котором держится сейчас жизнь в Лисичанске, Северодонецке, Рубежном и других оккупированных населенных пунктах. Люди готовы распродавать все, чем уже не рассчитывают пользоваться. Гастролеры или местные новые "бизнесмены" пользуются ситуацией и извлекают выгоду. Люди нищают, они не приобретают взамен ничего лучшего или даже другого. Даже в компактном и оживленном до оккупации Северодонецке сейчас на дорогах пусто . С большой долей вероятности, авто, которые достаются "перекупам" едут дальше и попадают на российский рынок. А что остается жителям Луганщины? Только кладбища авто у обочин или баррикады из машин на улицах.
Читайте также: Строительство новых объектов и восстановление старых: какие "планы" по Лисичанску озвучивают россияне и похоже ли это на правду