Луганский государственный университет внутренних дел имени Э.А. Дидоренко – уникальный вуз. Он – единственный из луганских высших учебных заведений, который оставил в оккупированном городе только стены. А преподаватели – главное, что позволяет учебному заведению готовить высококлассных специалистов — успешно работают на мирной территории Украины.
«Наш университет существует, но – не в Луганске. В Луганске остались только здания, инфраструктура. Конечно, очень жаль. Но любой вуз – это не столько здания, сколько профессорско-преподавательский состав», — рассказывает проректор Луганского государственного университета внутренних дел Николай Карчевский.
Он отметил, что в ЛГУВД – самый высокий из всех луганских вузов процент студентов, которые продолжили обучение после эвакуации университета. «Мы готовы и принимать абитуриентов, и восстанавливать студентов, которые прервали учение, — говорит Николай Витальевич. – Сейчас готовим материально-техническую базу. А преподавательские кадры уже есть. Наш университет принципиально отличается от других вузов Луганска тем, что все ведущие преподаватели выехали из города и сейчас работают за его пределами. В частности, мы продолжаем обучать студентов-правоведов на базе учебно-консультационного пункта в городе Николаеве (ул. Лагерное поле, 5), где работают кандидаты и доктора наук. Кстати, сейчас там продолжают приобретать много знаний студентов, которые учились в Луганске, они и общаются с преподавателями дистанционно, и приезжают на сессии. Приезжают и наши студенты, оставшиеся на оккупированных территориях, восстанавливаются, чтобы закончить обучение и получить легитимный диплом, получить знания и диплом, которые позволят сформировать устойчивые жизненные позиции».
По его словам, вуз сейчас занимается не только предоставлением образовательных услуг студентам, но и научной работой. Выпускаются монографии и сборники статей, проводятся семинары, тренинги и конференции, преподаватели защищают кандидатские и докторские диссертации. Университет, как отметил проректор, за короткое время адаптировался к работе в экстремальных условиях. «Когда в прошлом году приезжали на сессии студенты-заочники из Луганска, Ровеньков, Стаханова, Лутугино, других оккупированных территорий, мы всегда шли навстречу: согласовали индивидуальные графики, максимально оптимизировали время пребывания студента на сессии. Они ведь волновались за своих родных и близких, которые живут на оккупированных территориях. А связь тогда практически отсутствовала. К таким ситуациям мы всегда относились и будем относиться с пониманием. Наши преподаватели тем и отличаются, что всегда поймут студента из Луганска или других территорий, где ситуация непростая».
Впрочем, ситуации бывают не только непростые, но и очень непростые. «Летом прошлого года позвонил мне наш студент, военнослужащий Вооруженных сил Украины, который принимал участие в боевых действиях в зоне АТО, — рассказывает Василий Поклад, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин. – Сказал, что на его позициях – затишье, и у него есть часа два, чтобы сдать мне зачет. И я по телефону принял от бойца, находившегося в окопах, зачет по социальной культурологии». По словам Василия Ивановича, «самое важное в процессе обучения — это реальная коммуникация со студентом, ее форма, особенно в той ситуации, в которой мы сейчас оказались, должна быть достаточно гибкой. И телефонный опыт может в полной мере адекватно определить уровень подготовки».
Ну а если преподаватель никак не может обойтись без взгляда в глаза студента – для этого есть Skype. «Не так давно звонила студентка, которая из-за проблем с выездом и въездом на оккупированные территории не смогла приехать на сессию. Принял у нее экзамен по телефону. Результат меня очень порадовал: девушка востока прекрасно ответила и на основные, и на дополнительные вопросы».
Понятно, что такие методы применяются лишь в особо исключительных случаях. «И уровень преподавания в вузе не ухудшилось по сравнению с довоенным временем, и коммуникации налажены просто великолепно», — делится впечатлениями Александр, студент пятого курса специальности «Правоведение», бывший луганчанин, проживающий сейчас на подконтрольной территории Украине Луганской области. «В периоды между сессиями я могу через онлайн-ресурсы в любое время связываться и с методистами, и с преподавателями. Проблем не возникало никогда», — говорит студент.
Учатся в ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко и студенты из других городов Украины. «Я уже заканчиваю обучение по специальности «Правоведение», и за годы, проведенные в университете, абсолютно не пожалел о своем выборе», — говорит Денис Яковлев из Николаева. Денис – сотрудник милиции, намерен сделать карьеру в правоохранительных органах. Он уверен, что высшее юридическое образование станет для этого прекрасным подспорьем.
Передислокация вузов стала для ЛГУВД не только испытанием на прочность и патриотизм, но и серьезным испытанием на профпригодность. «В августе прошлого года все курсанты, которые учились за счет госбюджета, были переведены в другие вузы Харькова, Днепропетровска, Одессы, Киева и Львова. Получив данные об успеваемости курсантов, некоторые учебные заведения усомнились в объективности предоставленной информации. Говорили, мол, не может в одном университете быть столько студентов, которые успешно учатся. Но практика показала что данные – объективны. Нареканий нет, только благодарности за курсантов, толковых, стремящихся к получению знаний», — рассказывает проректор Луганского государственного университета внутренних дел Николай Карчевский. Он отметил, что в нынешней Украине юридическое образование – прекрасный старт для карьеры и в государственных, и в негосударственных структурах, которые в условиях обновления законодательной базы и подходов к работе, еще долго остро нуждаться в молодых правоведов, способных и желающих мыслить и работать по-новому.
Пресс-служба ЛГУВД