Координаторы группы «ИС» по приглашению руководства НПО «Практика» посетили объединение, занимающееся, помимо прочего, бронированием автомобильной техники (именно здесь появился на свет знаменитый бронеавтомобиль «Казак»). Целью визита было изучение предложения, с которым сегодня «Практика» выходит на руководство Минобороны и других вооруженных формирований страны - «Программы резервирования существующей колесной техники».
Об этом пишет руководитель ЦВПІ, группа ИС, Дмитрий Попов, передает Цензор.НЕТ.
Суть проблемы в следующем. С самого начала АТО перед силовиками стоял и стоит актуальный вопрос обеспечения своих подразделений в зоне операции. Транспортировка личного состава и грузов, вывоз раненых, подвоз боеприпасов и продовольствия на блок-посты и т.д. стали очень серьезной проблемой. Если проанализировать данные о наших потерях, то очень весомая их часть приходится именно на последствия нападений террористов на колонны на марше, а с самого начала АТО вывоз раненых осуществлялся на инкассаторских бронированных автомашинах за неимением другого подходящего транспорта.
Эта проблема остается и на т.н. освобожденных от террористов территориях Донбасса, где продолжают орудовать отдельные группы боевиков.
При этом закупки силовыми ведомствами бронетранспортеров линейки БТР-3 и БТР-4, а также легкого бронетранспортера «Дозор-Б» решают вопрос транспортировки личного состава и огневой поддержки в зоне боевых действий, и крайне нужны силовикам. Но, во-первых, они все же не предназначены для перевозки грузов, то есть выполнение столь актуальных «логистических» задач (не считая разве что санитарные модификации). Во-вторых, их производство занимает немалое время (например, срок производства «Дозор-Б» - от 6 месяцев). В-третьих, стоимость новых бронетранспортеров также немалая - тот же «Дозор-Б» ориентировочно обходится в сумму около 3 млн грн.
Новый бронеавтомобиль «Казак» производства НПО «Практика» на шасси Iveco Daily обходится дешевле, но не кардинально. Так, при сроке производства от 4 месяцев одна единица стоит 2 млн грн.
Но есть два других решения проблемы, которые позволяют в сжатые сроки обеспечить силы АТО необходимым бронированным транспортом при минимальных затратах. Они и заложены в упомянутую «Программу бронирования существующей колесной техники», которая предусматривает бронирование как стоящей на вооружении колесной техники без ее доработки, так и одновременное переоснащение этой техники более мощными двигателями - в каждом случае с конкретной маркой автомобиля решение принимается на основании соответствующих расчетов.
Первое решение заключается в максимальном использовании техники еще советского производства, которая хранится в «запасниках» вооруженных формирований в огромном количестве. Например, автомобилей ГАЗ-66 только в Вооруженных силах - более 2 тыс. единиц. Специально под это шасси был разработан вариант «Казака», срок производства которого составляет от 1 месяца и обходится в 1 млн грн за единицу.
Эти машины позволяют выполнять задачи как по транспортировке личного состава к месту выполнения боевых задач и огневой поддержки, так и по разведке, эвакуации раненых, патрулирования, транспортировки грузов и топлива. Также эти машины могут использоваться в качестве штабных, передвижных узлов связи и как шасси для установки тяжелых вооружений.
Второе решение - бронирование колесной техники без кардинальной переработки конструкции машины. Например, бронирование автомобиля «КрАЗ» с установкой на него также бронированной кабины для перевозки личного состава и грузов.
Это - и вовсе идеальное решение для логистики. Оно позволяет в очень сжатые сроки (срок производства - всего около 2 недель) и при минимальных затратах (500 тыс. грн за единицу) решить проблему, которая сегодня настолько акутальна для силовиков.
По расчетам НПО «Практика», программа резервирования техники позволяет при месячном бюджете в 100 млн грн обеспечить защиту до 4 тыс. военнослужащих (100 млн грн. - это в случае с «Казаком» на базе ГАЗ-66 - 100 бронеавтомобилей, способных перевозить до 1тыс. человек, или, в случае с КрАЗом, - 200 бронированных машин с защитой до 4 тыс. чел.).
При этом, объединив усилия производителей - того же НПО «Практика», а также, например, 346-го Николаевского бронетанкового ремонтного завода и харьковских танкостроителей - обеспечить силы АТО нужным количеством бронированного транспорта можно было бы за несколько недель (только одна «Практика» готова бронировать до 10 «КрАЗов» в день!). Благо, под АТО силовики получают достаточные средства.
Правда, заинтересуют эти перспективы руководство Минобороны и других вооруженных формирований - еще вопрос.