Еще в первой половине августа КМУ на своем официальном сайте анонсировал новость, что им определен механизм предоставления разрешений на проведение проверок субъектов хозяйствования. Поводом к этому стала ст. 31 Закона о госбюджете, которая, в свою очередь, своему появлению обязана Закона N 1622-VII от 31.07.2014 г.
Напомним содержание упомянутой ст. 31 Закона о госбюджете: "Установить, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) осуществляются в течение августа - декабря 2014 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки". Действующей эта норма стала уже 03.08.2014 г.<
Как видим, запрет не касается ДФС. Тогда кто же эти другие контролирующие органы, ведь в рамках налогового законодательства (ст. 41.1 НКУ) контролирующими органами и являются органы доходов и сборов? Кабмин не торопился с определением круга таких субъектов и только сейчас обнародовал свое постановление, утвержденную еще 13.08.2014 г. По нему:
- разрешение КМУ на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами (за исключением проверок состояния подготовки к работе энергетических объектов субъектов электроэнергетики и субъектов отношений в сфере теплоснабжения) осуществляется путем принятия соответствующего распоряжения. Заметим: если в ст. 31 Закона о госбюджете речь шла о проверках контролирующими органами за исключением ДФС, то уже в своем постановлении, которое разработано в соответствии с той же ст. 31, речь идет о проверки госинспекциями и другими контролирующими органами. Перечень органов, осуществляющих проверку с разрешения КМУ, приведены в приложении к комментируемому документу содержит 61 позицию.
Не требуется предоставление разрешения на проведения проверок в случае, если они проводятся по решению суда, по требованию должностных лиц в случаях, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины.
Этим же документом КМУ потребовал от министерств проработать с учетом европейского опыта вопрос относительно уменьшения количества контролирующих органов, устранение дублирования, сокращение объема и децентрализации функций и контрольно-надзорной работы. Результаты этой работы должны были направиться Минрегионстроя до 01.09.2014 г. для их обобщения. О них, к сожалению, нам ничего не известно. Однако хотелось бы, чтобы результат их работы не сводился к "перестановки слагаемых" ("ротации" обязанностей или изменения наименований органов), оставляя неизменной общую количество контролирующих органов.
Что интересно, в перечень органов, которые осуществляют проверку с разрешения КМУ, включено ФСС по ВПТ. Хотя, по мнению самого фонда, озвученные ограничения по проверкам его не касаются (см. письмо N 2.4-17-2056 от 07.08.2014 г.). Исходя из этого, хотелось бы, чтобы нормы комментируемой правительственного постановления не просто оставались на бумаге, а работали в жизни.