1. Выбор темы
2. Выбор жанра
1. Выбор темы
Основа любой новости - информационный повод – это главное событие, которое может заинтересовать читателей.
Где найти информационный повод:
- сообщения знакомых, друзей, коллег;
- информация в социальных сетях;
- информация пресс-служб государственных органов на официальных сайтах;
- собственные наблюдения/изыскания;
- информация от источников в полиции/скорой/пожарной
- анонсы информационных агентств;
- календарные события (праздники, дни рождения знаменитых людей и т. д.).
Список возможных событий, о которых вы можете рассказать своим читателям:
- Массовое мероприятие (митинг, акция, флешмоб, городской праздник);
- Культурные мероприятия (концерт, спектакль, выставка, открытие экспозиции, конкурс, фестиваль);
- Городские официальные мероприятия (награждения, мероприятия в профессиональные праздники, заседания сессий областного, районного или городского советов);
- Спортивные мероприятия;
- Происшествие (пожар, авария, несчастный случай).
2. Выбор жанра
Для изложения новости чаще всего используют два жанра: заметка и репортаж.
Заметка – это короткое сообщение в 500-100 символов, которое в сжатой форме информирует читателей о важных фактах. Назначение заметки – передать главное, существенное. В ней нет анализа того, что произошло, характеристики действующих лиц, аргументов, сообщений и т.д.
Репортаж - это сообщение с места событий, при этом репортёр является очевидцем или участником описываемого. Репортаж может также включать фотографии и подписи, описывающие события, а также видео, в том числе оперативное - снятое мобильным телефоном.
ЗАМЕТКА
Информационные агентства и новостные сайты в основном размещают информационные материалы, написанные в этом жанре. В заметке вы должны соблюдать правило пяти «W», которое предусматривает описание новости как ответы на пять вопросов (в английском они начинаются с «w»): «what?», «who?», «where?», «when?», «why?», что в переводе означает «кто?», «что?», «где?», «когда?», «как?».
К этим пяти еще можно добавить: «почему?» и «зачем?».
После ответа на эти вопросы можно смело ставить точку. Ваша заметка написана. Часто возникает желание оживить заметку эмоциональными посылами, но от этого лучше заранее отказаться и сознательно остаться в рамках информационной сухости.
РЕПОРТАЖ
Этот жанр лучше использовать для описания резонансных событий, происшествий, свидетелями которых вы стали.
Особенности жанра:
наглядность - в статье предметно описываются детали, даются подробности, воспроизводятся поступки и реплики действующих лиц;
максимальная документальность - репортаж не может быть реконструкцией события или творческим вымыслом;
эмоциональный стиль повествования, для придания дополнительной убедительности.
Читатель во время прочтения репортажа должен ощутить эффект присутствия. Это достигается использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, чтобы нарисовать картину произошедшего события.
Язык репортажа
Допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Используется прямая речь, короткие диалоги.
Чтобы вызвать эмоциональную реакцию, необходимо присутствие пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, запаха, прикосновения. В этом случае, после прочтения статьи, у человека будет ощущение, что он сам все видел и слышал.
Если вы попали в центр какого-либо события, записывайте основные моменты, фотографируйте все, что видите, снимайте видео. Все это вы можете использовать для репортажа, именно такие статьи привлекают читателей и хорошо распространяются в социальных сетях.
1) название (заголовок),
2) вступление, которое кратко раскрывает основную мысль текста,
3) основную часть, состоящую из нескольких рекомендаций или тезисов,
4) заключение.
1) Выбор названия (заголовка)
Заголовок статьи должен заинтересовать, разжечь любопытство читателей, пробудить желание узнать, что же дальше.
Стандартный заголовок - излагает суть новости, хорошо работает, если событие само по себе интересно аудитории и нет необходимости в дополнительных приемах по привлечению внимания.
Заголовок-интрига - вызывает желание прочитать новость и узнать продолжение. Благодаря недосказанности, вызывает желание открыть страницу с новостью.
Заголовок-вопрос - хорошо привлекает внимание читателя, но использовать постоянно этот прием нельзя, чтобы лента новостей не состояла из одних вопросов.
Заголовок-комментарий - в нем используется цитаты героя новости. Это могут быть слова политиков, чиновников, экспертов, знаменитостей.
Заголовок должен читаться с помощью одного взгляда, его оптимальная длина - до 60 символов. Добавляйте название города, где произошло событие. Нельзя писать заголовок заглавными буквами и использовать восклицательный знак.
2) Вступление (лид)
Первый абзац - одна из самых важных частей новости, его еще называют лидом (от англ. lead – ведущий).
Вступление должно содержать суть новости в одном-трех предложениях. Оно не должно иметь абстрактного начала (например, В нашем городе очень много проблем, которые долгое время остаются без внимания).
В первом абзаце не нужно писать подробности, чтобы у читателя возникло желание узнать детали в самой статье.
3) Основная часть
Тело новости раскрывает вступление в подробностях.
Размер текста зависит от жанра публикации:
заметка - 1000-2000 символов
репортаж - до 3000 символов
Публикации размером от 1500 символов необходимо разбивать на части с подзаголовками. Предложения длиною больше строчки-двух лучше попробовать разбить на несколько частей. Никогда не исправляйте прямую речь. Лучше передайте общий смысл, пользуясь косвенной речью. (Например: По словам эксперта, …….).
Не используйте восклицательные знаки и многоточия.
Если используете тексты из других СМИ, делайте на них ссылки.
4) Заключение
В заключении вы можете дать справочную информацию, а также напомнить читателям о предыдущих публикациях по этой теме, вставляя в текст ссылки на них.
Действия после написания новости
1) Вычитка статьи
Вычитывать (проверять и исправлять) текст нужно, чтобы исправить ошибки, опечатки, убрать повторы, заменив их словами синонимами.
Проверьте:
- Правильность написания ФИО, должностей, географических названий, которые есть в статье;
- Факты и арифметические расчеты;
- Текст на орфографию и пунктуацию.
2) Проверка уникальности
Если ваша статья имеет уникальность 90-100%, то у нее в поисковых системах будет высокий рейтинг на фоне публикаций.
Проверьте уникальность текста (бесплатные онлайн-сервисы - Grammarly, NoPlag, Plagiarism Checker. Программа для проверки уникальности - Advego).
Как проверить уникальность, смотри здесь.
Допустимые значения уникальности текста:
заметка - уникальность от 60%.
репортаж, блог - уникальность от 80%.
Новость важно правильно оформить, чтобы сделать прочтение текста легким и понятным.
Существуют следующие элементы оформления:
• Выделение жирным шрифтом лида и подзаголовков.
• Маркированные или нумерованные списки.
• Выделение ключевых фраз или слов.
Используйте в статье, как минимум одно изображение (фотография, рисунок, инфографика). Статьи, в которых используются иллюстрации, чаще привлекают внимание читателей. Как вставить фотографию, смотрите здесь.
Подписи к изображениям относятся к контенту, который читается на уровне с заголовками. Поэтому, если у вас есть фотографии с места событий, напишите интересные и информативные подписи к ним. Как это сделать, смотрите здесь.
Если в статье вы используете много числовых данных их лучше свести в график или диаграмму, чтобы информация легче воспринималась читателем. Причем можно визуализировать любые данные, не только числовые. Такие иллюстрации называются инфографикой и очень хорошо воспринимаются читателями. Как это сделать, смотрите здесь.
Если в статье вы используете информацию из социальных сетей, необходимо сделать скриншот (снимок с экрана) этой публикации, например, с помощью программы Joxi и вставить изображение в статью. Как это сделать, смотрите здесь.
Вставляйте в новость видео с места событий, в том числе записанное с помощью мобильных девайсов. Пользователю сайта проще и быстрее посмотреть видеосюжет, чем прочесть объемную статью. Видео лучше всего подтверждает достоверность новости и вызывает доверие читателей. Как это сделать, смотрите здесь.
Делайте в новости ссылки на статьи на предыдущие материалы по теме, это побуждает читателя дольше оставаться на сайте и читать архивные материалы.